Охрана лесов от пожаров включает в себя систему мероприятий по профилактике, предупреждению, обнаружению, мониторингу и тушению лесных пожаров. Одним из способов причинения вреда лесам является уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Данные действия при наличии определенных признаков являются деяниями, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность. Уничтожение лесов посягает на экологическую безопасность, создает угрозу причинения вреда личности, имущественным интересам, что негативным образом сказывается на общественной безопасности.
Увеличение количества лесных пожаров в последние годы требует более тщательного рассмотрения причин их возникновения, а также выявления виновных лиц и привлечения их к уголовной либо административной ответственности.
Так, при анализе причин лесных пожаров, зафиксированных в 2016 году в лесном фонде Российской Федерации, выявилась следующая тенденция: лесные пожары, возникшие в результате нарушения гражданами правил пожарной безопасности в лесах, фиксируются на протяжении всего года – пик приходится на весенний период, в летний период к ним добавляется значительное количество пожаров, причиной возникновения которых являются природные условия (грозы).
Такое распределение объясняется тем, что в весенний период основными причинами пожаров являются нарушения правил пожарной безопасности населением – игнорируется прежде всего запрет на выжигание сухой растительности. В процентном соотношении количество лесных пожаров, возникших по этой причине, можно выразить следующим образом: 86,9 % – март, 85,8 % – апрель, 80,9 % – май.
К причинам, вследствие которых возникают лесные пожары, можно отнести:
• сельхозпалы (выжигание сухой травы и лесной подстилки в сельских поселениях и на дачных участках);
• сжигание мусора;
• начало массового отдыха граждан на природе (пик приходится на майские праздники).
Авторы настоящей статьи считают, что основной причиной возникновения лесных пожаров остается антропогенный фактор – весной по вине граждан возникает 65,1 % лесных пожаров. В летний период ситуация осложняется погодными условиями – грозы становятся причиной 50 % пожаров, и остальные 50 % возникают в результате антропогенного фактора.
Невыполнение или несвоевременное выполнение профилактических противопожарных мероприятий, а также несвоевременное обнаружение очагов возгораний, несвоевременное принятие мер по их ликвидации, неэффективное управление силами пожаротушения, искажение информации об их масштабе приводят к многократному увеличению площадей лесных пожаров и, как следствие, огромным затратам на их тушение [1]. Отсюда же проистекает и уменьшение количества привлеченных к тушению сил. Людей и техники лесопожарных служб в такой сложной обстановке недостаточно, в связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления на территориях, тем более что полномочия по охране лесов от пожаров возложены на субъекты Российской Федерации. Работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются также специализированными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации [2].
В каждом субъекте страны взаимодействие всех сил пожаротушения разрабатывается в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 378 от 18 мая 2011 г. «Об утверждении правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации».
При введении режима чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров и межрегиональными планами маневрирования [3]. В лесных пожарах выделяют верховые, низовые и почвенные пожары. Их соотношение представлено в таблице (см. выше).
Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки огня, когда сгорает сухая трава. Они возникают чаще весной, преимущественно в травяных типах
лесов с сухой травой. Такой пожар обычно не повреждает взрослых деревьев, но часто создает угрозу перехода в верховой пожар, который наносит большой ущерб лесам. Перед фронтом очень сильного верхового пожара горящие частицы могут перебрасываться на расстояние до 300–500 метров. При подземном пожаре после сгорания верхнего напочвенного покрова огонь уходит в торфяной горизонт почвы, образуя торфяные пожары [4].
По данным российской службы авиационной охраны лесов (ФБУ «Авиалесоохрана»), средняя продолжительность крупных пожаров составляет 10–15 суток, средняя выгоревшая площадь – 450–500 га при периметре 8–16 км [5]. При жаркой погоде без дождей в течение 15–16 дней лес становится настолько сухим, что неосторожное обращение с огнем приводит к возникновению быстро распространяющегося пожара. При этом 60 % всех лесных пожаров зарождается в 5-километровой пригородной зоне, а 93 % – в 10-километровой зоне. Основной причиной возникновения пожаров в лесу является неосторожное обращение людей с огнем. Число пожаров от молнии составляет не более 2 % от общего количества случаев [6].
Общая площадь пожаров и ущерб от них значительно зависят от режима осадков и выполнения предупредительных работ. Для обеспечения эффективности проведения
предупредительных работ необходимо определить степень пожарной опасности участков леса и, в соответствии с полученными данными, разработать противопожарные мероприятия [7].
По условиям погоды пожарную опасность в лесах России оценивают с помощью метеорологического показателя горимости леса В.Г. Нестерова. Он был разработан в 40-х годах XX века и усовершенствован в 1967 году с учетом вероятности возникновения лесных пожаров от синоптических ситуаций [8].
Метеорологический показатель горимости леса Nn в n-е сутки объединяет совокупность метеорологических элементов, влияющих на влажность лесных горючих материалов:
Nn = Nn-1 Кoc +(t-tp) n,
где Кос – коэффициент поправок на осадки за предыдущие 24 часа (до 14 часов n-х суток при сумме осадков менее 3 мм): Кос = 1 при сумме осадков не менее 3 мм, Кос = 0 означает ликвидацию пожарной опасности и начало нового расчета показателя горимости леса; t – температура воздуха в 14 часов местного времени в n-е сутки; tp – температура точки росы в 14 часов местного времени в n-е сутки.
По этому показателю определяется не только класс пожарной опасности, но и регламент работы противопожарных служб. Например, для V класса пожароопасности соответствует чрезвычайной горимости) должно быть не только обеспечено круглосуточное патрулирование и наблюдение, но и увеличена численность наземных и воздушных сил пожаротушения. К наиболее пожароопасным участкам должны выдвигаться силы и средства пожаротушения; население, в свою очередь, необходимо постоянно информировать о пожарной опасности; также следует обеспечить регулирование дорожного движения и круглосуточное дежурство ответственных. Для I класса пожароопасности, при которой горимость отсутствует, должно быть обеспечено наземное патрулирование и контроль соблюдения правил пожарной безопасности в лесах [9].
Однако при работе с показателем Nn возникает ряд неудобств. Это связано с тем, что его оценка соответствует 14 часам текущих суток, а планирование работы противопожарных служб необходимо начинать утром. Таким образом, для повышения эффективности противопожарных мероприятий фактическую обстановку необходимо уточнять с помощью перечисленных ниже данных [10, 11]:
• аэрокосмических данных;
• данных облетов авиационной службы охраны лесов;
• данных телевизионных лазерно-дальномерных наблюдательных комплексов;
• данных радиолокации.
Проводя эти мероприятия в комплексе, можно рассчитывать на снижение количества лесных пожаров и, соответственно, на сохранение лесных массивов на территории Российской Федерации. Однако существенных результатов по снижению количества пожаров в лесах попрежнему не наблюдается, следовательно, необходимы и другие рычаги воздействия на данную ситуацию.
Так как одним из способов причинения вреда лесам является уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, то следует обратиться к вопросу об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. При этом данные действия при наличии определенных признаков являются деяниями, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность (ст. 261 УК РФ). Если эти действия не подпадают под признаки уголовного преступления, то за их совершение предусмотрена административная ответственность (ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях) [12]. Федеральным законодательством РФ предусмотрено безусловное возмещение причиненного лесам вреда лицами, их причинившими (вред возмещается добровольно или в судебном порядке – ст. 100 Лесного кодекса РФ и ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).
Если гражданин в результате своих противоправных действий, выразившихся в уничтожении или повреждении лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, привлечен к уголовной либо административной ответственности, то указанное не освобождает его от возмещения вреда, ричиненного лесам (добровольно либо в рамках гражданского судопроизводства).
Последствия преступления (ч. 1 и ч. 2 ст. 261 Уголовного кодекса РФ) зависят от группы и категории уничтоженного или поврежденного леса, значимости, породы деревьев и древесно-кустарниковой и иной растительности, ее распространенности, распространенности различных видов животных и других организмов. Нельзя забывать о том, что территория, где произошло уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений, может прийти в состояние, непригодное для использования в лесном хозяйстве, что после тушения пожара потребуются расходы по восстановлению территории.
В указанной статье говорится, что учитывается лишь первичный, прямой действительный ущерб при оценке размера уничтоженного или поврежденного леса. Но к последствиям, вызванным вследствие совершенного опасного преступления, можно отнести: нарушение экосистемы, уничтожение растений, животных, в том числе редких, исчезающих видов.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется на основе фактических затрат, которые были направлены на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, учитывая также понесенные убытки (в том числе вызванные вследствие упущенной выгоды – ч. 1, ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды»). В соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, существляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, также производится оценка степени нанесенного вреда окружающей среде [13].
Сумма ущерба, причиненного пожарами лесному хозяйству, исчисляется в соответствии с «Инструкцией по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами» (приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 03.04.1998 г. № 53). Суммарный ущерб от лесного пожара включает в себя:
• стоимость потерь древесины на корню;
• ущерб от повреждения молодняков;
• ущерб от повреждения ресурсов побочного лесопользования;
• расходы на тушение лесных пожаров;
• стоимость сгоревших объектов и готовой продукции в лесу;
• дополнительные расходы лесного хозяйства;
• санитарные рубки в насаждениях, поврежденных лесными пожарами;
• ущерб от снижения почвозащитных, санитарно-гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса;
• ущерб от загрязнения воздушной среды продуктами горения;
• ущерб от гибели животных и растений;
• другие потери, обусловленные лесными пожарами.
Расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара имущества включают в себя также и материальное возмещение (п. 2, ст. 15 Гражданского кодекса РФ; Постановление Пленума Верховного суда РФ от 5 июня 2002 года № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем»).
Методики и таксы, которые используются при исчислении размера вреда, причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды, утвержденные
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»). Нужно понимать, что отсутствие данных такс и методик не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые необходимы для восстановления нарушенного состояния окружающей среды [14].
Вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (п. 2, ст. 78 Закона РФ «Об охране окружающей среды»).
Однако изучение судебной практики свидетельствует о том, что в результате уничтожения или повреждения лесных насаждений из-за неосторожного обращения с огнем
или иными источниками опасности провести восстановительные работы практически не представляется возможным, учитывая специфику лесных пожаров (быстрое распространение огня, площадь пожара и др.), особенно если уничтоженный или поврежденный лес состоял из редких пород деревьев.
Уничтожение лесов оказывает отрицательное воздействие на экологическую безопасность [15]. Авторы данной статьи считают, что законодатель занизил оценку степени
общественной опасности деяния, следовательно, и наказания.
Уголовное законодательство практически не реагирует на одну из самых острых проблем – уничтожение лесов, так как санкции (ч. 1 и ч. 2 ст. 261 Уголовного кодекса РФ) практически не могут загладить ущерб, который наносят лесные пожары, произошедшие из-за неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, ни государству, ни экосистеме.
Алексей Вытовтов, преподаватель кафедры пожарной безопасности в строительстве Воронежского института ГПС МЧС России
Галина Сметанкина, профессор кафедры пожарной безопасности в строительстве Воронежского института ГПС МЧС России, канд. техн. наук
Виктор Шумилин, начальник кафедры пожарной безопасности в строительстве Воронежского института ГПС МЧС России
Фото из архива редакции
По материалам журнала «Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация» АГПС МЧС России
Литература
1. Молчанов А.В. Методика формирования рациональной группировки сил различной ведомственной принадлежности для тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2016. – № 1 (28). – С. 47–51.
2. Дорохова О.В., Сметанкина Г.И., Зенин Л.Ю. Предмет посягательства, предусмотренный статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2014. – № 4 (32). – С. 109–112.
3. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2015. – № 1. – С. 123–126.
4. Копылов Н.П., Хасанов И.Р. Лесоторфяные пожары и их влияние на окружающую среду // Пожарная безопасность. – 2013. – № 2. – С. 95–103.
5. Копылов Н.П. и др. Параметры сброса воды авиационными средствами при тушении лесных пожаров // Пожарная безопасность. – 2015. – № 2. – С. 49–55.
6. Тертышников А.В., Яковлев О.А. Основы технологий мониторинга гидрометеорологической безопасности: монография. – Химки:
Академия ГЗ МЧС России, 2006. – 256 с.
7. Чудаков А.А. Верификация метода восстановления рельефа местности на основе картографических данных // Материалы школы-семинара молодых ученых «Фундаментальные проблемы системной безопасности». – Елец, 2014. – С. 254–259.
8. Титаев П.С. Имитационная модель вероятности возникновения лесных пожаров с учетом грозовой активности и антропогенного фактора // Пожаровзрывобезопасность. – 2015. – Т. 24 – № 5. – С. 44–53.
9. Королев Д.С., Калач А.В., Зенин А.Ю. Важность принятия решений при обеспечении пожарной безопасности // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. – 2015. – № 2 (15). – С. 42–46.
10. Метелкин И.И., Шумилин В.В. Моделирование аэрогенного переноса загрязняющих веществ при пожаре при горизонтальном и вертикальном движении воздушных масс // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2014. – № 1 (3). – С. 237–240.
11. Метелкин И.И., Астанин И.К., Макаров Р.Ю. Реализация математической модели аэрогенного переноса загрязняющих веществ при пожаре в программе «Пожар-ЭКО» // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2013. – № 1 (4). – С. 446–448.
12. Дорохова О.В., Сметанкина Г.И. Ответственность за нарушение особого противопожарного режима в лесах // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования». – Ч. 2. – Тамбов: Юком, 2015. – С. 82–83.
13. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 12.03.2014 г.).
14. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
15. Доррер Г.А., Техтереков С.А. Метод оценки возможности воспламенения строений в населенных пунктах от лесных пожаров // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2014. – № 4. – С. 33–37.
2018 год объявлен Годом культуры безопасности и Годом Добровольца!