Владимир Степанов

11.12.13

Владимир Степанов
Начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях генерал-лейтенант

Начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях генерал-лейтенант В.В. Степанов о введении в России единого номера вызова экстренных служб «112»

12 августа 2013 года вступил в силу федеральный закон Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 9-ФЗ"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности", в соответствии с которым на территории Российской Федерации официально вводится единый номер «112» для вызова всех экстренных служб. Кроме того, теперь органы исполнительной власти субъектов не только обязаны, но и несут ответственность за создание «Системы-112» на своих территориях. Главным координатором всех работ является МЧС России. Комментирует ситуацию начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях генерал-лейтенант Владимир Викторович Степанов:

С 12 августа вступил в силу федеральный закон, который вносит определенные поправки. В первую очередь, это поправки в закон «О пожарной безопасности» (ФЗ №69), в котором говорится о введении единого номера «112» для вызова всех экстренных служб. Второе - закрепление за всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственности и обязанности по созданию «системы 112» на территории субъектов Российской Федерации. Это основные моменты, которые закреплены в новом федеральном законе.

Необходимо отметить, что это в целом - новый этап в развитии системы «112» на территории Российской Федерации. Первые шаги были сделаны в предыдущие годы: проводилась опытная эксплуатация, отрабатывались те методики и направления, по которым необходимо совершенствовать и развивать работу. Сейчас мы приступаем к практической реализации. Кроме того, в этом году принята федеральная целевая программа по развитию «Системы-112», рассчитанная до 2017 года. Девять субъектов Российской Федерации уже получили средства, которые позволят активно приступить к её развертыванию. Также у нас в двух субъектах РФ – это Курская область и Республика Татарстан – опытная эксплуатация будет завершена в этом году и будет принято решение о развитии этой системы на территории всех субъектов РФ. Кроме того, Правительством РФ уже внесены на рассмотрение в Государственную Думу изменения и дополнения в федеральный закон о связи.

Основной смысл этих изменений в том, что дополнения и изменения будут обязывать операторов мобильных телесистем круглосуточно обеспечивать вызов экстренных и оперативных служб по номеру «112». Это будет делаться бесплатно для всего населения страны. Также будут проработаны требования к техническим вопросам, которые определят возможность обнаружения местонахождения звонящего абонента. Это в определенной степени облегчит работу оператора, ускорит возможность координации служб, которые будут задействованы в организации работы по тому или иному вызову.

Номер «112» работает уже по всей территории России, но особенность его работы заключается в том, что работает он по-разному. Для примера, позвонив в Ульяновской области по номеру «112» вы попадете к оператору «01», который дальше уже может переключить на других абонентов и подключить к работе экстренные службы. Ещё один пример, если вы наберете номер «112» в Новосибирской области, то попадете к оператору службы «02». И уже этот специалист соединит вас и с пожарной охраной, и с медицинской помощью. На данный момент в таком состоянии находится эта работа в отдельных субъектах РФ, в том числе в Москве и в Московской области. В этих регионах вам ответит автоответчик, который спросит, с какой службой вас соединить. И, только нажав соответственную кнопку, вы попадете в необходимую вам службу: цифра 1 (на телефоне) пожарная охрана, 2 – полиция, 3, соответственно, медицинская помощь, 4 – горгаз. В некоторых субъектах (но их не значительное количество) позвонив, вы сможете попасть в единую диспетчерскую службу муниципального образования. На сегодняшний день данный номер работает по принципу «одного окна» в двух субъектах РФ - это Курская область и Республика Татарстан, а также в рамках пилотной зоны в отдельных муниципальных образованиях Астраханской и Тульской областей.

Что значит принцип одного окна?

Это означает что звонящий по номеру «112» соединяется с оператором, который уже в автоматизированном режиме определяет его местонахождение и, в зависимости от ситуации, подает сигнал на любую службу, необходимую в данной ситуации, автоматически. На поступивший сигнал сразу заводится карточка, которая позволяет оператору осуществлять контроль за работой структур и служб по этому вызову. Более того, благодаря современным технологиям и системе «Глонасс» стало возможным отслеживать в режиме реального времени реагирование служб не только по временному параметру, но и в режиме видеоконтроля. Возможно, это - самое важное и главное в принципе «одного окна». Оператор сам определит, какая из служб нужна в помощь. Нужны две службы – приедут представители двух служб, нужны три – прибудут три. Это и есть принцип «одного окна», который исключает противоречия и уменьшает время на реагирование служб по вызову. Это - основная задача, которая стоит перед всей «Системой-112».

Помощь должна прийти к каждому из нас, и она придет вовремя в максимально короткие и сжатые сроки. Отвечая на вопрос, будут ли работать привычные номера остальных служб, хотелось бы снова вернуться к принципу «одного окна». Опытная эксплуатация в тех субъектах, которые я уже называл (Курская область, Республика Татарстан) позволяет сделать несколько выводов.

Первое, анализ показывает, что из 100% процентов звонков, которые поступают от абонентов, 40 % - это вызовы, требующие реагирования двух служб, что уже просчитано и определено. Порядка 25 % процентов вызовов требуют прибытия трех и более служб. В этом как раз и заключается основная особенность «Системы -112» - время реагирования и прибытия служб по вызовам в субъектах, где Система внедрена, сократилось на 15 %, а в коммунальной службе практически в два раза. Кроме того, введение номера 112 ни в коем случае не отменяет работу номеров «01», «02», «03» «04».Они как были, так и будут работать. То есть «Система-112» даст дополнительную возможность более эффективно и качественно оказывать помощь населению. В Москве и Московской области уже работает номер «112», по которому позвонившему отвечает автоответчик и помогает выйти на необходимую службу.

Что ожидает Москву и москвичей в ближайшее время?

Уже в этом году принята федеральная целевая программа, в которой предусмотрены денежные средства для строительства центра в Московской области – это первый шаг, который позволит ввести работу номера «112» на территории Московской области. Что касается Москвы, в этом году будут проведены проектно-искательские работы, будет подготовлен проект, реализация которого начнется со следующего года.

По вопросу языкового обеспечения необходимо отметить, что это очень актуальный вопрос. Сейчас многие регионы развивают направления, связанные с туризмом, с изучением нашей страны. Ведь только на территории Москвы и Санкт-Петербурга ежесуточно находятся сотни и тысячи представителей других стран и других регионов. В соответствии с существующим законодательством право определять, какие языки должны использоваться в работе «Системы-112» предоставлено руководителям субъектов РФ. Это сделано для того, чтобы каждый руководитель с учетом особенностей региона, составом приезжающих, своими внутренними языковыми особенностями и теми языками, которые могут понадобиться, определял необходимое количество используемых языков. Как правило, если посмотреть на географию и на то, как на сегодняшний момент это применяется – это английский, немецкий, испанский, конечно же, русский языки, языки народов, проживающих на территории субъекта. Это тот необходимый минимум, который должен использоваться везде. В этом направлении уже ведется работа, продумывается подготовка специалистов с учетом этих особенностей.

Мы постоянно совершенствуем это направление - развитие «Системы-112». Основные задачи - это развитие нормативно-правовой базы. В частности, необходимо отработать алгоритмы и принять стандарты, которые будут четко регулировать вопросы «кто? как? в какое время?» должен получать вызов, как будет проходить информация и кто каким образом должен реагировать – это очень важный вопрос, цементирующий всю систему. Второе направление - это использование работы психологов. Поэтому идет обучение специалистов-операторов «Системы-112» этой работе. Другие ведомства настроены на плавное вхождение в эту работу.

Отрабатывается еще и такое направление - помощь людям с ограниченными возможностями: отправка смс-сообщений, отправка запросов со специальных терминалов в метро, в местах массового пребывания людей, т.е. там, где люди с ограниченными возможностями смогут это сделать максимально быстро и легко. Это - одни из основных направлений работы. Безусловно, в процессе реализации программы многие моменты будут отшлифовываться, чтобы внедрение единого номера «112» приносило максимальную пользу населению нашей страны.

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

2018 год объявлен Годом культуры безопасности и Годом Добровольца!

Вы знакомы с идеями солидаризма? Если грубо и коротко, то люди, живущие в обществе, должны в приоритете своего развития рассматривать не столько «моя собственность, мое личное», сколько «мое личное не вразрез развития всех». Французский философ Огюст Конт, родоначальник позитивизма и основоположник социологии как самостоятельной науки, рассматривал общество как единое целое. Он полагал, что собственность должна выполнять общественную функцию и ис...

Исторический календарь

« Октябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031